Бома – традиционный обряд проводов души у жителей плоскогорья Тэйнгуен

Среди народов, населяющих эту высокогорную местность, существует поверье, что душа умершего человека не покидает этот мир. Некоторое время она проживает рядом с местом своей могилы, а после ее ждет перерождение. Особый ритуал, называемый «Обряд покидания могилы», или «бома», проводимый в этих краях, призван помочь «переходу» души из одной сущности в другую.

Проводы к другому перевоплощению

Редким туристам посчастливилось присутствовать при проведении обряда «бома» на плоскогорье Тэйнгуен. Местность эту населяет множество малых и крупных народностей. По традиции они хоронят своих родных и близких в лесу. Сюда, к лесным могилам, родственники умершего ежедневно приносят еду – обычную, как для живых. Место погребения тщательно убирается – душа, по их верованиям, не должна быть голодной и проживать в беспорядке. Заканчивается траур после проведения обряда «бома», когда душа окончательно покинет прошлую жизнь и перевоплотится в новой.

Сам «обряд покидания могилы» (или, по сути, воздание последних почестей умершему родственнику) принято проводить в полнолуние, в период с ноября по апрель. Заключается он в том, чтобы воскресить душу покойного и проводить ее в новую жизнь. Если не провести ритуал по всем правилам, душа покойника будет досаждать родственникам и знакомым. Так объясняют суть обряда местные жители иностранцам, получившим визу во Вьетнам и приехавшим на плато, чтобы познакомиться с колоритными обычаями местных народов.

Подготовка к обряду и его проведение

К проведению ритуала начинают готовиться где-то за месяц. За это время жителям селения необходимо выстроить дом-могилу и установить на ней вытесанные краснодеревщиками из толстых бревен символические фигуры животных и людей. Это сооружение для жителей деревни символизирует место, в котором предстоит обитать душе умершего человека после перевоплощения.

На высоком шесте, установленном у входа в дом-могилу, помещают множество талисманов зеленого и красного цвета. Начало обряда символизируют звуки гонгов, которые разносятся далеко по плато. На этих музыкальных инструментах исполняют мелодии ритуального характера.

Обряд начинается с молитвы, обращенной к божествам. В ней один из родственников почившего либо местный шаман просят о том, чтобы переход души покойного к новой жизни прошел благополучно. Задабривают богов обильными жертвоприношениями – для этого вблизи дома-могилы жарят мясо буйволов на разожженном костре и разливают в сосуды из керамики водку.

Родственники покойника пьют водку и кушают приготовленное мясо, после чего начинают танцевать и напевать народные песни. Так они выражают радость по поводу благополучного перевоплощения души усопшего и окончания траура.

Собравшиеся для проведения обряда отправляются домой, чтобы продолжить радоваться там. К ним присоединяются остальные жители деревни, и проведение обряда плавно переходит в настоящий народный праздник, или «день чистки чугунка». Так его здесь называют здесь не зря – угощениями на гулянии служат многочисленные приношения, оставшиеся после проведения ритуальных действий.

Категория: Культура Вьетнама