традиционная музыка Вьетнама

Недаром говорят, что душа народа скрыта в его песнях! Культуру далекой и незнакомой страны сложно понять, не зная ее языка и истории, но мелодии говорят с человеком, минуя созданные цивилизацией границы, и помогают нам глубже проникнуть в сердце этих загадочных людей.

Как и другие государства, в разные периоды своего развития Вьетнам подпадал под влияние соседей или захватчиков, но при этом сумел сохранить национальную идентичность и своеобразие, что прекрасно выражается в музыке. Заимствованные черты китайского, корейского, монгольского, японского, индийского, а позже – европейского наследия, со временем переплавились всего лишь в изысканное обрамление исконно вьетнамского искусства, основанного на импровизации и украшении звука.

Достоверных документальных свидетельств существования национальных музыкальных традиций не существует до Х века, хотя народные песни и звуковое сопровождение различных ритуалов возникло задолго до этого. Важным центром развития музыки в период династии Динь становится императорский двор, сам правитель не чурается разучивать и исполнять народные песни наравне с мелодиями чужеземцев, которые перенимают от делегаций послов. Некоторые императоры, если верить свидетельствам летописцев, и сами сочиняли полноценные произведения.

традиционная музыка ВьетнамаОтдельно нужно сказать о популярности в тот период музыкального искусства тямов. Тех самых, которые построили популярные у современных туристов чамские башни. После того, как военное и политическое могущество этого королевства пошатнулось, вьетнамцы активно совершали набеги на их земли. Одним из самых ценных трофеев в таких походах считались захваченные в плен тямские певицы, которые потом услаждали слух императора и его приближенных.

Впрочем, каноны придворной музыки сформировались гораздо позднее, в XIII–XV столетиях, и непрерывно жили вплоть до середины прошлого века. Ансамбли «большой музыки» дайняк включали исполнителей с более чем четырьмя десятками различных инструментов, от гобоев до кастаньет, а камерные композиции для развлечения венценосных особ, тьеуняк, играли гораздо более скромным составом с использованием ударных, струнных инструментов и аэрофонов. С момента свержения последней вьетнамской династии сохранение традиций хюэской придворной музыки находилось под угрозой, и лишь в 80-х годах руководство страны предприняло первые шаги по восстановлению едва не утраченного искусства. Сегодня няняк является признанной частью нематериального культурного наследия человечества и находится под охраной ЮНЕСКО.

Вьетнамская музыка неоднородна так же, как и этнический состав населения. Исследователи условно разделяют дошедшие до наших дней образцы в зависимости от региона их происхождения на северные, центральные и южные.

традиционная музыка ВьетнамаГорные народы сопровождают свои церемонии, магические, рабочие действия, рассказывают о любви гармониями, извлеченными из необычных инструментов (дантинь, кхене, данда, данмой, кукке, кхуалуонг), и песнопениями, которые исполняются подчеркнуто мягко.

На севере Вьетнама следует искать корни еще одного известного далеко за пределами страны музыкального феномена – пения качу. На самом деле это скорее художественная декламация под музыку образцов высокой поэзии. Выступления певицы и музыкантов (чаще всего лютниста с дандаем и барабанщика) были особенно востребованы на званых вечерах вьетнамской знати, но с установлением власти французских колонизаторов ансамблям пришлось переехать из аристократических вилл в рестораны с сомнительной репутацией, что едва не погубило жанр. Сегодня в рамках мероприятий по сохранению искусства качу открываются кружки аматоров и проводятся специализированные фестивали.

Народности плоскогорий в центральной части Вьетнама создают свою музыку с помощью ксилофонов и гармоник «ала» из бамбука, бронзовых гонгов, тингнингов, трынгов, кни, цитр – струны последних натягиваются на высушенную тыкву.

Люди из южных провинций много веков хранят традиции собственных племен, тямы и сегодня с удовольствием поют о печалях влюбленного сердца и былом величии своей родины под аккомпанемент сариная, гобоев разного размера и барабанов. Представители эде не забывают обычай диалогического любовного пения айрай и в сопровождении флейты куут повествуют об эпических событиях истории своего народа.

Испокон веков повелось, что начинающие музыканты, собирающиеся на занятия в доме наставника, разучивают мелодии и ритм на слух при многократном повторении классических композиций. Хотя сегодня применяется и нотная запись. При этом используются не привычные нам семь нот, а всего пять: хо, сы, санг, се, сонг.

Категория: Культура Вьетнама